Мы уже писали о том, какое место похвала занимает в воспитании ребенка. Сегодня наш эксперт, психолог Денисенкова Наталья Сергеевна расскажет о том, как именно нужно хвалить детей, какие правила помогут сделать похвалу более эффективной.
Вы когда-нибудь слышали от родителей жалобы: «Не знаю, что с ним делать. Все перепробовали», «Мы уж и ругали, и хвалили ее, а она нас как будто не слышит», «Я не люблю ругать ребенка, стараюсь по-доброму, но сейчас это не помогает». А, может, вы и сами время от времени произносите подобные фразы?
Оказывается, очень важно знать не только, когда хвалить ребенка, но и как это делать. А для этого надо учитывать:
- Субъективную и объективную значимость поступка ребенка;
- Индивидуальные особенности детей и родителей;
- Принятый в семье стиль общения.
А еще следует помнить о том, что поощрение может выражаться в самых разных формах: в словесной похвале, улыбке или одобрительном жесте, ласке, материальной награде (подарке, деньгах,…), расширении возможностей ребенка (дополнительном времени для компьютера или телевизора, отсрочке сна, большей самостоятельности и т.д.), награде общением (совместная деятельность, прогулка,…).
Неожиданные формы поощрения рекомендуется использовать в ситуации, когда важно подчеркнуть значимость поступка ребенка. При этом совсем необязательно соблюдать «объективность», поступок может быть важен с точки зрения самого ребенка. Например, когда малышу удалось преодолеть свой страх, вредную привычку, лень или неорганизованность. Ведь именно из таких небольших побед складывается личность в целом, формируется уверенность в своих возможностях.
Однажды Федя с гордостью рассказал воспитателю: «Я сам пришел в сад, мне мама разрешила. Я оделся сам, даже ботинки застегнул и куртку. Мама сказала, что я взрослый и могу теперь сам ходить». Надо отметить, что обычно Федю очень опекали, его свобода всегда была ограничена. Вечером этого дня мама поделилась с воспитателем своей радостью, Федя проявил большую самостоятельность: раньше всех встал и сам собрался в садик. Для того чтобы поощрить ребенка, мать позволила ему дойти от калитки до двери сада самому.
Возможно, для другого малыша такое поведение было бы обычным, но в данном случае мальчик почувствовал себя взрослым, способным на смелые поступки. Ему не стали как обычно рассказывать, какой он хороший, а доверили настоящее дело.
Когда мы хвалим детей, они должны ощущать общий положительный эмоциональный настрой взрослых, чувствовать одобрение своих поступков. Поэтому безоценочная похвала, т.е. похвала без объяснения причин, нужна ребенку не меньше, чем хорошо аргументированные поощрения. Простые слова «Какой ты молодец», «Как ты порадовал меня!» вполне достаточны для того, чтобы дать ребенку почувствовать ваше одобрение и поддержку.
Многие психологи считают, что одна из причин повышенной тревожности дошкольников может заключаться в чрезмерном увлечении родителей сложными объяснениями.
Однажды к психологу обратились родители по поводу повышенной эмоциональности сына. Четырехлетний малыш стал плакать из-за незначительных упреков или замечаний. В то же время, если хорошие поступки оставались без положительной оценки, он спрашивал: « А я молодец?». Исчезла былая непосредственность, любой его шаг требовал поддержки: «Я правильно сделал?». Вадим стал часто спрашивать, любят ли его родители, за что его любят, почему папы и мамы любят детей. Родители не понимали, откуда такая тревожность, неуверенность в себе, ведь мальчик был любимцем родителей, бабушек и дедушек.
Причина оказалась в системе родительских оценок. С раннего детства Вадиму все объясняли. Если ребенка хвалили, то рассказывали, чем он заслужил это. Взрослые не жалели времени на сложные, обоснованные похвалы, даже самые незначительные поступки и достижения не оставались незамеченными. В результате у мальчика сложилось ощущение, что его любят за что-то конкретное, за его успехи, за хорошее поведение, и если он не будет и дальше себя так вести, он перестанет нравиться родителям. Отсюда и вопросы о причинах родительской любви. Отсутствие поощрения стало восприниматься им как скрытое неодобрение, ведь всегда хвалили, а сейчас молчат, значит недовольны. Поэтому малыш расстраивался, когда на него не обращали внимания.
Еще одна проблема возникает их стремления быть объективным, учитывать все положительные и отрицательные стороны ребенка – так называемый принцип «Да, но…». Родители хвалят ребенка за то, что он сделал сейчас, но при этом вспоминают старые просчеты. «Сегодня ты – молодец, убрал игрушки. Но вот вчера ты забыл. Не делай так в следующий раз!». Т.е. вместо поощрения мы в скрытой форме ругаем ребенка за прошлые просчеты, сводя на нет его сегодняшние достижения и ваше положительное отношение к ним.
Следующим параметром, на который следует обратить внимание, является эмоциональность поощрения. И зависеть она должна от особенностей ребенка и родителей. Если ребенок совсем маленький (1-3 года) или очень чувствителен, то лучше ограничиться сдержанным поощрением: одобрительным кивком головы, поцелуем, ласковым прикосновением.
Личностные особенности родителей так же имеют значение. Если вы склонны часто ласкать ребенка, говорить ему одобрительные слова даже без повода, то малыш с раннего детства приучен к такому общению и нуждается в нем постоянно. Следовательно, поощрение должно отличаться от вашего обычного стиля поведения либо формой (пусть это будет предоставление самостоятельности или совместная деятельность вместо привычного поцелуя), либо эмоциональной интенсивностью.
Бывает, что эмоциональность поощрения зависит от пола родителя. Молчаливый одобрительный кивок или улыбка авторитетного отца может значить для ребенка больше, чем бурная похвала темпераментной матери.
Успехов, дорогие родители!
ИСТОЧНИК: http://wiseparents.ru