Организация образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности происходит в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования. Содержание Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а базовой программой, положенной в основу Программы нашего детского сада, является программа .
РАДУГА - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет.
Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья.
Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и поможет педагогам организовать работу по реализации всех образовательных областей, заявленных в Стандарте дошкольного образования.
Новшества «Радуги»
В «Радуге» впервые стали говорить о психологическом комфорте детей, о том, что дети в детском саду никому ничего не должны.
Ребёнок пришёл в детский сад: он не обязан заниматься, не должен сидеть и учить то, что хочет педагог. Ребёнок не на работе, он имеет право встать и уйти. Завлекайте его, соблазняйте. Ведь если ребёнок не может уйти от взрослого, то невозможно понять, хороша или плоха педагогическая система.
А вот педагоги должны понять и принять положение о том, что у ребёнка есть неотъемлемые права. Задача воспитателя — обеспечивать соблюдение этих прав другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определённых норм жизни группы, основанных на уважении взрослым ребёнка и детьми друг друга. Например, продукты труда ребёнка (рисунки, поделки) не могут быть взяты без его согласия, испорчены, использованы кем-либо из детей или педагогом.
В программе разработаны и предложены технологии создания в группе спокойных и доброжелательных, доверительных взаимоотношений со взрослым. Это основано на отношении ребёнка к взрослому как к авторитету в сфере знаний и культуры, навыков и способов деятельности. Усвоение материала ребёнком в значительной степени связано с его отношением к обучающему его педагогу.
Атмосфера доброжелательности создаётся за счёт введения добрых традиций жизни группы: совместных праздников, досугов; сочувствия и взаимопомощи; гостеприимства и т. д.
Наряду с этим поставлена задача уважения взрослыми активности и инициативности самого ребёнка, его интересов и желаний, воспитания инициативности в познании, деятельности и общении. Налаживание педагогом совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для её участников общего результата, служит лучшим средством формирования отношений со сверстниками.
Особое значение придаётся задаче обеспечения эмоционального благополучия дошкольников для их эффективного развития и обучения. Вниманию педагогов предлагаются конкретные рекомендации, позволяющие решить поставленную задачу. В первую очередь:
- отсутствие психологического давления на ребёнка
во время выполнения режимных моментов и в ходе образовательного процесса (свободное участие в занятиях для маленьких детей, постепенное пробуждение, удобная для ребёнка поза на занятии и т. д.);
- введение традиций, позволяющих детям непринуждённо поговорить со взрослыми и друг с другом на любую интересующую их тему;
- учёт конкретных интересов детей при планировании занятий;
- снятие монотонности детской жизни за счёт разнообразного культурного досуга, организуемого взрослыми, и т. п.
В программе уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни. Правильный, гибкий режим дня, выстроенный с учётом физиологических потребностей детей, особенностей их возраста, состояния здоровья, региональной специфики (климат, экология и пр.), рассматривается в программе как непременное условие здорового образа жизни и основа рациональной организации жизнедеятельности воспитанников в детском саду.
Структура программы «Радуга» отражает закономерности в появлении и становлении в психике ребёнка важнейших психических новообразований возраста.
С 2 до 4 лет важнейшим новообразованием возраста является целенаправленная деятельность. Вся деятельность ребенка организуется таким образом, чтобы эта целенаправленность появилась.
С 4 до 5 лет важнейшим новообразованием является переход сознания ребёнка за пределы окружающей его действительности. У ребёнка происходят анатомо-физиологические изменения в строении центральной нервной системы. Развиваются его представления о себе и об окружающем мире.
С 5 до 7 лет формируется произвольность психических процессов, развивается воображение, творчество. Новообразования эти являются самоценными. Педагогическая деятельность строится таким образом, чтобы способствовать их появлению и становлению.
Авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка, а не простого учёта его возрастных особенностей. Помимо перечня приобретаемых ребёнком знаний, умений и навыков, ориентиры для работы педагогов определены в терминах становления деятельности, сознания и личности ребёнка.
Татьяна ДОРОНОВА, Елена СОЛОВЬЁВА,
авторы программы
Ритмы жизнедеятельности детей в детском саду № 125 по программе «РАДУГА»
Жизнь Вселенной состоит из определенных ритмов – циклов. На смену дню приходит ночь, за приливом следует отлив, за осенью – зима, за штормом – штиль и так постоянно. Ритм – это равномерное чередование, размеренность. То есть жизнь нашей Вселенной размеренна.
Человек – это часть Вселенной, и живет он по ее законам. Вся его жизнедеятельность складывается из определенных ритмов: бодрствование – сон, умственная деятельность – физическая нагрузка и т.д. Для успешного развития детей в ДОУ необходимо соблюдение таких биоритмов. В детском саду привычное название ритмов – режим, т.е. точно установленный порядок жизни, труда, отдыха, сна, питания. Распорядок дня – конструкция гибкая и динамичная.
Сохраняя общую продолжительность основных компонентов режима дня, воспитатель вправе смещать их начало в зависимости от сложившихся в группе условий, поведения, самочувствия детей, климата местности. Такой коррекции подвергается режим ДОУ, но максимальная нагрузка на занятиях осталась такой же, свободная деятельность детей составляет не менее 40% от общего времени пребывания детей в детском саду, что соответствует общепринятой норме.
Дошкольное учреждение работает по программе Т.Н. Дороновой и других авторов «Радуга», в которой авторы понедельник называют «Утром радостных встреч», а среду – «Сладким вечером» и предлагают технологию проведения этих дней. Мы разработали свою технологию всех дней недели, включая и рекомендации авторов программы «Радуга» по дням недели – в понедельник и среду. Вот как называются дни недели в нашем МДОУ:
Понедельник - Утро радостных встреч
Среда - Сладкий вечер
Четверг - Вечер досугов и развлечений
Пятница - Театральная пятница
Мы хотим, чтобы ребята с удовольствием посещали наш детский сад, считали его своим домом, поэтому наряду с воспитательно-образовательной работой стараемся раскрасить детскую жизнь разнообразными событиями, которые надолго останутся в памяти ребенка, и этому способствуют традиции.
Каждая традиция придаёт дошкольному учреждению своё лицо. За годы работы их накопилось немало: сохраняются старые, рождаются новые.