Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и др. В продуктивных видах деятельности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы.
Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами (В.С.Мухиной, Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, А.П.Усовой, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным), является сензитивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал.
Занятия продуктивной деятельностью обладают следующими психотерапевтическими свойствами:
- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
- повышают уровень интеллекта в целом;
- активизируют творческое мышление;
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
- развивает пространственное восприятие;
- совершенствует визуальное, наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления;
улучшают память.