Темой детского наказания исполосовано множество мам-форумов и исписаны психологами десятки статей по данному поводу. Кто-то пытается провести черту между наказанием и жестокостью, кому-то ближе к душе система полной безнаказанности, а кем-то описывается система, граничащая с дрессировкой, которую скрывают за таким не всем понятным названием, как «бихевиористический подход». Мы же поговорим о том, как привить ребёнку понятия послушания и дисциплины без применения системы наказаний.
Поведение наших детей – это зеркало собственных поступков. Часто родители пытаются привить своему чаду то, чего они сами не умеют. И это касается абсолютно любого возраста: для 2х-летних достаточно несколько раз показать собственную непоследовательность, а 14-летнему бессмысленно объяснять о вреде курения между собственными табачными затяжками.
Для того чтобы не пришлось думать о целесообразности наказания, нужно родителям с самого раннего возраста своего ребёнка придерживаться нескольких правил:
• Системность родительских запретов: если мама не разрешает своему ребёнку играть телевизионным пультов, то и папа не должен позволять этого делать. Родители должны быть солидарны в своих правилах, а бабушки и дедушки вместе с ними за одно.
• Если отец и мать приучают своего 4х-летнего сорванца чистить зубы каждое утро, то выходных для такой процедуры быть не должно. Но и родители должны демонстрировать, что они тоже следуют этим правилам.
• Малыша до 3х лет, который капризничает, нужно просто отвлекать. Дети в этом возрасте могут провоцировать родителей своим поведением, чем устанавливают границы своего «Я». Они соизмеряют то, насколько их поведение может повлиять на поведение взрослых членов семьи.
• Ребёнку с 3-4х лет можно уже объяснять правила, почему это можно, а это нельзя. Главное – это не манипулировать им, высказывая, что от плохого поведения маме грустно или бабушке плохо. В обиход должно войти такое слово, как «опасно».
Отдельно нужно сказать о сдержанности родителей. Часто нам просто не хватает терпения, понимания, а иногда и желания объяснять ребёнку что-то несколько раз. Гораздо проще накричать или шлёпнуть. Хуже физической боли то, что отпрыск искренне не понимает за что ему «всыпали по первое число». Такая антисистема воспитания приведёт к временному результату, поскольку он понимает, что нельзя что-то делать при родителях, а когда не видят, то можно. Гораздо важнее научить его видеть причинно-следственную связь: потрогать иголки – можно уколоться, дотронуться к горячему – можно обжечься. Это не означает полную вседозволенность, а лишь то, что в такие минуты нужно быть рядом и не запрещать, а давать попробовать, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться и прокомментировать.
В некоторых статьях на тему наказания, которых есть великое множество в сети, говориться о том, что можно шлёпнуть ребёнка по попе или сжать трапецивидную мышцу шеи. Это дикость, за написание и применение которой нужно наказывать, как за пропаганду насилия и его применения. Опасность состоит в том, что в такие моменты взрослые находятся в неуравновешенном психоэмоциональном состоянии, в котором очень трудно рассчитать свою силу. То, что может показаться лёгким шлепком для взрослого, для ребёнка может закончиться ушибом почки или трещиной кости. Делая такое, мы сами не можем соизмерить действие (удар) и его последствие (травмы). В этом случае понимания от ребёнка можно и не ждать.
Самое главное – это любить своё дитя по-настоящему: одаривать своим вниманием, а не задаривать подарками, рассказывать и объяснять, а не сухо запрещать, слышать ребёнка и пытаться понять мотивы его поведения, и тогда не нужно будет ставить «стульчики наказаний» и, не дай бог, шлёпать его.