Проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей – дошкольников является весьма актуальной. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя «приложить» к своему ребенку. Однако некоторые рекомендации по воспитанию детей можно дать, а уж отнестись к ним по-своему – право каждого родителя.
- Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде, непохож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
- Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, каким он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
- Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.
- В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
- Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не стала вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные на Ваш взгляд) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
- Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами – это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае можно применять простые инструкции, приказы. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан. Каждый родитель сам выбирает меру наказания, заметим, что физические наказания – самая крайняя и самая тяжелая по своим последствиям карательная мера.
- Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка-дошкольника лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, лучше понять друг друга.
- Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ
Важную роль в процессе поиска взаимного согласия, альтернатив играют установки.
И родитель, и ребенок должны:
- хотеть услышать партнера;
- хотеть разрешить конфликт;
- понимать и по, возможности, принимать чувства партнера;
- верить, что другой человек тоже может найти хорошее решение;
- смотреть на другого человека как на самостоятельную личность, с его особыми чувствами.
Формы поведения, реализующие установку на понимание, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:
- зрительный контакт (смотреть на партнера, но не сверлить его взглядом);
- язык жестов (естественные, раскованные, открытые жесты и позы);
- внимательное слушание партнера, не столько относящееся к тому, что он говорит, сколько поддерживающее его и побуждающее продолжать и пояснять свои мысли и чувства.
Для того чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.
Что же необходимо, чтобы поддержать ребенка:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь ребенку.
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
- Демонстрировать оптимизм.