В любом детском саду трудится множество профессионалов, у каждого из них свой круг обязанностей. Попробуем разобраться, кто работает в детском саду и к кому нужно обращаться родителям по тем или иным вопросам. Для начала давайте определимся, кто работает в детском саду и чем они занимаются?
Администрация
Руководят детским садом: заведующий, старший воспитатель, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части. Администрация следит за качеством образовательной деятельности и программ развития, ежедневно решает все вопросы, связанные с функционированием детского сада.
Заведующий детским садом. Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде – заведующая. Заведующая осуществляет общее руководство дошкольным учреждением. Правовой основой деятельности заведующего является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Устав дошкольного образовательного учреждения и т.д. В обязанности руководителя входит комплектация групп детьми по возрасту; кадровая работа; руководство коллективом – педагогами и обслуживающим персоналом. Помимо этого, заведующая ответственна за рациональное использование бюджетных средств.
Родители могут обратиться к заведующему детским садом по общим вопросам, связанным с функционированием дошкольного учреждения, вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, по организации дополнительных услуг. Также родители могут требовать от заведующего соблюдение всех условий договора с дошкольным учреждением - обеспечение качественного ухода за ребенком, воспитание и обучение, охрану здоровья. Несет ответственность за деятельностью учреждения перед учредителем.
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Старший воспитатель вместе с заведующей осуществляет руководство дошкольным учреждением, в том числе организует повышение качества образовательного и воспитательного процесса; развития творческой активности и инициативы; повышение ответственности и сознательности педагогического коллектива. Занимается кадровой работой, составляет и контролирует выполнение учебных планов. Организует воспитательно-образовательную работу – проводит заседания педсовета, семинары для воспитателей, комплектует библиотеку методической литературой, организует сотрудничество с другими детскими садами. Координирует работу воспитателей по выполнению годового плана с соблюдением учебной нагрузки и прав детей. Старший воспитатель сможет ответить на вопросы родителей по поводу домашнего досуга детей, посоветовать книжки и игрушки для малыша, рассказать об учебных планах и программах в детском саду.
Заместитель по административно-хозяйственной части (завхоз) обеспечивает и отвечает за организацию и контроль работы обслуживающего персонала детского сада; обеспечение своевременного приобретения предметов оборудования. Организует хозяйственное обслуживание детского сада, обеспечивает закупку необходимого инвентаря и оборудования, правильное хранение всего имущества. Вопросы ремонта помещений, пожарной безопасности тоже находятся в его ведении. Заместитель заведующей по административно - хозяйственной части несет ответственность:
- за руководство хозяйственной деятельностью;
- за материальные ценности учреждения;
- за надлежащее и безопасное для здоровья состояние и сохранность здания дошкольного учреждения, территории, технологического, энергетического и противопожарного оборудования;
- за выполнение должностных обязанностей младшего и технического персонала;
- за своевременное оформление отчетной документации и списанию материальных ценностей;
- обеспечивает чистоту и порядок в помещении и на участках.
Основной педагогический состав
Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром – в 7.00 до 14.12, вторая начинается в 11.48, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Медицинские работники
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра и врач педиатр.
Медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. А также составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах. Кроме того, медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.
Врач педиатр ведет наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей, организует скрининг тестирование детей. Регулярно проводит осмотры детей и заносит необходимые данные в личную карту ребенка. Проводит не менее 3-х раз в год детальный медицинский осмотр детей. Выделяет детей, нуждающихся в специальном исследовании или лечении, направляет их в поликлинику или другое лечебное учреждение Ведет наблюдение за физическим развитием и состоянием. Оказывает первую помощь заболевшим детям и сотрудникам в детском саду. Проводит проф.прививки детям и др. профилактические мероприятия в детском саду. Систематически информирует заведующего ДОУ, педагогов и родителей, о результатах медицинского обследования и состояния здоровья детей. Работает по плану и графику, согласованному с заведующим детским садом.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др.
Повара и кухонный работник отвечают за своевременное приготовление пищи в соответствии с режимом детского сада.
Прачка отвечает за стирку и глажку постельного белья, спецодежды и других предметов производственного назначения: полотенец, штор, белья и т.п. Кладовщик обеспечивает правильную организацию питания: наличие достаточного набора продуктов питания на 10 дней; своевременный заказ, доставку, получение,сохранность и хранение продуктов питания, соблюдение сроков реализации; правильную выдачу (по весу, согласно меню-раскладке) продуктов питания.
Все эти сотрудники обеспечивают стабильную работу дошкольного учреждения по самым разным направлениям деятельности.
Помощник воспитателя (в повседневном общении – просто няня) занимает особое место среди обслуживающего персонала детского сада, т.к. работает непосредственно с детьми. В его обязанности входит всесторонняя помощь воспитателю – подготовка детей к приему пищи (раздача блюд, уборка посуды), к прогулке (одевание, раздевание), к тихому часу и т.д. Также нянечки отвечают за чистоту в помещениях, проводят влажную уборку, меняют постельное белье. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми.
К кому обратиться?
Все педагоги детского сада имеют высшее профессиональное или среднее специальное образование. Каждый из педагогов-специалистов работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.
К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу. С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др. Музыкальный руководитель расскажет родителям о певческих и танцевальных талантах вашего ребенка. Помощник воспитателя ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.
Режим работы
У каждого сотрудника в детском саду имеется свой график работы.
Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера. Приёмные дни вторник 10.00-13.00 и четверг 15.00-18.00.
У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.12 , вторая начинается в 11.48 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 – часы, когда оба воспитателя группы работают вместе.
Музыкальный руководитель работает по сменному графику, который зависит от количества групп, которые он ведёт.
Медсестра начинает работу в 9 часов. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом,
создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка